УСЛОВИЯ
УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ
ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Я вас
приветствую,коллеги!
Надеюсь,вы поддержите меня,
Ведь без поддержки жить
нельзя.
Я работаю в школе 18 лет. Мне повезло – я нашла своё
призвание. Я счастлива в общении с детьми и стараюсь сделать учебный и
воспитательный процесс радостным, увлекательным. Какими я хочу видеть своих
учеников?
Хочется
вырастить детей в первую очередь здоровых физически и душевно, порядочных,
счастливых, творческих и дисциплинированных, готовых к встрече с жизненными
трудностями и способных делать в жизни большие жизненные проекты.Этого, наверняка хотят все учителя. А что
хотят дети? Но в нашей педагогической среде этот вопрос не принято задавать ученикам. А ведь мы работаем, прежде всего,
для детей. И я со своими учениками решилась на эксперимент в составлении карты
сокровищ, желаний которые дети могут
найти, осуществить в школе. Вот что из этого вышло. Ученики 2 «Б» класса
выделили 8 секторов:
Любовь.Мои дети хотят, чтобы родители и учителя
любили и верили в них,хотят
чувствовать поддержку со стороны взрослых.
Дружба.Каждый ребенок желает жить и работать в дружном коллективе
одноклассников.
Понимание. Все дети разные по
характеру, темпераменту, но как важно понять и принять их мироощущение.
Праздники. Какая школа без праздников?
Мы ждём их. К ним готовимся все вместе. Где ещё можно раскрыться как творческой
личности? Было бы здорово, если бы каждый день в школе был праздник!
Культура. Культура во всем. Учеников
интересует культура разных народов. А также они хотят знать правила этикета и
быть вежливыми и приятными в общении.
Здоровье. Мои дети желают вырасти здоровыми и красивыми.
Разве это не прекрасно?
Знания. Прежде всего, дети в школу идут
за знаниями. А так как они дети, то и хотят их получать в занимательной форме. Больше
интересных уроков!
Красота. Мы учимся ценить красоту во
всём: в природе, во внешнем и внутреннем состоянии человека, в произведениях
искусства.
Ученики - хотят, чтобы в школе
было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них
личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех,
хотят получить качественное образование, навыки самоорганизации,
самоопределения.
В настоящее время успешными могут стать
люди с высокой коммуникативной культурой, умеющие самостоятельно принять
решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед
выбором, ему нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, делать
умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится как
образовательному, так и воспитательному процессу.
Считаю, именно на старте ребёнок должен
научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить
опыт их решения, развивать в них любознательность, потребность в познании.
Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии
себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная
приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремлённая в будущее, и
есть настоящее детство наших детей.
Понимать детей – значит стать на их
позицию, ценить их чувства, считаться с ними. Понимать детей – значит не
подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать
ростки их завтрашней жизни.
«Добрая школа – это хорошо, умная
школа - это великолепно, но ребенок должен быть еще подготовлен к жизни» (Д.
Дьюи).
Моя карта желаний,должна привести меня к заветной цели – гармонично развитой личности. В связи с пожеланиями детей я выделила главные направления
своей деятельности:
§интеллектуально – познавательное;
§спортивно-оздоровительное;
§духовно-нравственное;
§художественно-эстетическое;
§патриотическое;
§работа с родителями.
Интеллектуальное
воспитание - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая
обеспечивает оказание каждому ученику индивидуальной педагогической помощи с
целью развития его интеллектуальных возможностей. В младшем школьномвозрасте
происходит изменение ведущей деятельности с игровойна
учебную. Именно под влиянием учебной деятельности процесс мышления переходит с
одного уровня на другой, получая свое дальнейшее развитие. Роль игровой
мотивации еще велика, но в начальных классах ведущим видом мотивации является
познавательная. Моя задача заинтересовать детей, удивлять их. Чтобы этот
процесс был эффективным, в своей работе использую нестандартные уроки. Это, в
частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия,
интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические
игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный
материал.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в
том, чтобы помочь ему освоить элементарные навыки поведения и перейти к более
высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и
нравственный выбор. Убеждение при использовании различных приемов и
методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические
беседы, разъяснения, внушения, пример.Часто
используюрассказ
на этическую тему.
Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных
оценок и норм поведения. Рассказы сопровождаю иллюстрациями, которыми могут
стать произведения живописи, художественные фотографии. Усиливает его
восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. С целью воздействия на чувства детей во время
беседы использовались такие приемы: элементы кукольного театра, инсценировки,
технические
средств; игровые моменты; решение вместе со сказочными героями практических
ситуаций;пословицы и поговорки,стихи.
Наиболее действеннымсчитаю личный пример. Ребята во всём подражают учителю, поэтому стараюсь
быть достойной подражанию.
Духовно - нравственное воспитание
предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, к труду, своим
обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,
толерантности и уважение к людям.
Моя задача состоит в том, чтобы социально
необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности
каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями.
Благодаря способности к восприятию
прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь
окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.
Поэтому в процессе эстетического
воспитания использую художественные и литературные произведения музыку, театр,
народный фольклор. Эффективна, прежде всего, практическая деятельность. Мы с
детьми любим посещать театры. При этом нашей целью является не только
наслаждение музыкальными произведениями и игрой актеров. Большое внимание мы
уделяем интерьеру, костюмам артистов, оформлению сцены. При посещении зоопарка
мы наблюдаем не только за повадками животных, но и за их грацией, внешним
видом, дизайном ландшафта. Хотя, совсем не обязательно, для того чтобы
приобщиться к прекрасному, выезжать куда-то. Учу детей ежедневно радоваться,
восхищаться, на первый взгляд, повседневным вещам: новой прическе или наряду;
снежинке, упавшей на рукав или узору на окне; первым цветам или форме облаков…
Воспитательное значение имеет и эстетическая организация
труда: привлекательное оформление классной комнаты, художественный вкус,
проявляющийся в стилистике одежды учеников,педагогов.
Патриотическое
воспитание.
Любовь и к Родине закладывается в раннем возрасте. Но для
маленького человечка понятие «Родины» слишком ёмкое, абстрактное. Чтобы сделать
это понятие близким к пониманию ребёнка осуществляю взаимодействиес семьёй. Без семьи невозможно
полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив,
обрести мир души, равновесие, тишину сердца.
Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные
слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой
лежат чувства Родины, родства. Родина наделяет человека родственниками, верой,
любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
Основной упор ставлю наизучение духовных традиций русской семьи - истории духовного развития
народа, истории борьбы добра и зла. Постепенно ребята знакомятся с категориями
добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между
детьми и родителями, детьми и школой.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя
родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи,
собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Неоценимое
значение имеют традиции школы города Багратионовска: «Автопробег по местам
боевой славы» и «Тревожный рассвет». При
подготовке этих мероприятий мы с ребятами знакомились с жизненными вехами великих
граждан страны, края, города.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.
Сохранение здоровья детей -
главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по
сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня,
гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным
привычкам, изучение особенностей своего организма, а также
проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к
предметам.
Русский язык и литературное чтение
считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают,
быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.
Различные тестовые задания с выбором ответа,
игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок
позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий,
игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять
эмоциональное напряжение.
Обязательное условие
эффективного проведения урока -физкультминутки. Их можно проводить с музыкальным
сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная
гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов
деятельности. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования
здоровьесберегающих технологий в школе.
Актуальность работы с родителями.
Для меня, семья и школа, понятия
неразделимые. Только следуя одним маршрутом, мы можем обеспечить
психологический комфорт детям. Важнейшей задачей является налаживание педагогического партнерства.
В первую очередь педагог должен заняться
воспитание родителей. Для этого провожу комплекс психологического просвещения, обучения,
консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы, который
поможет им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о
благополучии ребёнка, понимать его и развивать в интеллектуальном, социальном,
моторном, эстетическом,
духовно-нравственном плане.
В работе с родителями считаю необходимым
решение следующих задач:
- помочь родителям понять детей, научиться
разбираться в мотивах и значении их поступков;
- помочь каждому родителю осознавать свои
мотивы воспитания ребёнка;
- помочь овладеть родителями способами
развития ребёнка как личности;
- помочь осознать родителями роли стиля
семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к
позитивному стилю, к доминированию радостного эмоционального фона в жизни
семьи.
-оказать индивидуальную помощь родителям в
проблемах семьи и семейного воспитания.
-привлечь родителей к активному участию в
управлении образовательным и воспитательным процессом.
Если совместить наши карты желаний, можно сделать
вывод, что они идентичны. Мои желания и желания детей совпадают. Надо только
найти общий путь достижения цели.
Конечно, невозможно осуществить всё это не любя детей, не
веря в силы и возможности каждого ребёнка. Вера в силы и возможности
ученика - это выражение гуманистической позиции педагога. Вера в силы и
возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ученика и
свидетельствует о готовности поддерживать ребёнка. Это отражениелюбви к детям. Педагог, обладающий этим
качеством, умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся.
Помните, что ребенок – это зеркало жизни не только своих родителей, но
и учителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается
духовное богатство учителей. Делайте все для того, чтобы детство и будущее
наших детей было прекрасным.