| Регистрация | Вход

Обобщение опыта

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ  ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ

ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Я вас приветствую,  коллеги!

Надеюсь,  вы поддержите меня,

Ведь без поддержки жить нельзя.


Я работаю в школе 18 лет. Мне повезло – я нашла своё призвание. Я счастлива в общении с детьми и стараюсь сделать учебный и воспитательный процесс радостным, увлекательным. Какими я хочу видеть своих учеников?

Хочется вырастить детей в первую очередь здоровых физически и душевно, порядочных, счастливых, творческих и дисциплинированных, готовых к встрече с жизненными трудностями и способных делать в жизни большие жизненные проекты.  Этого, наверняка хотят все учителя. А что хотят дети? Но в нашей педагогической среде этот вопрос  не принято задавать  ученикам. А ведь мы работаем, прежде всего, для детей. И я со своими учениками   решилась на эксперимент в составлении карты сокровищ, желаний которые дети  могут найти, осуществить в школе. Вот что из этого вышло. Ученики 2 «Б» класса выделили 8 секторов:

Любовь.   Мои дети хотят, чтобы родители и учителя любили и верили в них, хотят чувствовать поддержку со стороны взрослых.

Дружба.  Каждый ребенок желает жить и работать в дружном коллективе одноклассников.

Понимание. Все дети разные по характеру, темпераменту, но как важно понять и принять их мироощущение.

Праздники. Какая школа без праздников? Мы ждём их. К ним готовимся все вместе. Где ещё можно раскрыться как творческой личности? Было бы здорово, если бы каждый день в школе был праздник!

Культура. Культура во всем. Учеников интересует культура разных народов. А также они хотят знать правила этикета и быть вежливыми и приятными в общении.

Здоровье.  Мои дети желают вырасти здоровыми и красивыми. Разве это не прекрасно?

Знания. Прежде всего, дети в школу идут за знаниями. А так как они дети, то и хотят их получать в занимательной форме. Больше интересных уроков!

Красота. Мы учимся ценить красоту во всём: в природе, во внешнем и внутреннем состоянии человека, в произведениях искусства.
 
Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование, навыки самоорганизации, самоопределения.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором, ему нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится как образовательному, так и воспитательному процессу.
Считаю, именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в них любознательность, потребность в познании. Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремлённая в будущее, и есть настоящее детство наших детей.
     Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, считаться с ними.  Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
«Добрая школа – это хорошо, умная школа - это великолепно, но ребенок должен быть еще подготовлен к жизни» (Д. Дьюи).
Моя карта желаний,  должна привести меня к заветной цели – гармонично развитой личности. В связи с пожеланиями детей я выделила главные направления своей деятельности:
§ интеллектуально – познавательное;
§ спортивно-оздоровительное;
§ духовно-нравственное;
§ художественно-эстетическое;
§ патриотическое;
§ работа с родителями.
Интеллектуальное воспитание - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. В младшем школьном возрасте происходит изменение ведущей деятельности с игровой на учебную. Именно под влиянием учебной деятельности процесс мышления переходит с одного уровня на другой, получая свое дальнейшее развитие. Роль игровой мотивации еще велика, но в начальных классах ведущим видом мотивации является познавательная. Моя задача заинтересовать детей, удивлять их. Чтобы этот процесс был эффективным, в своей работе использую нестандартные уроки. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему освоить элементарные навыки поведения и перейти к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. 
Убеждение при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, пример. Часто использую рассказ на этическую тему.  Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказы сопровождаю иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. С целью воздействия на чувства детей во время беседы  использовались  такие приемы: элементы кукольного театра, инсценировки,  технические средств; игровые моменты; решение вместе со сказочными героями практических ситуаций;  пословицы и поговорки,  стихи.
Наиболее действенным  считаю личный пример. Ребята во всём подражают учителю, поэтому стараюсь быть достойной подражанию.
Духовно - нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности и  уважение к людям.
Моя задача состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
 
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Поэтому в  процессе эстетического воспитания использую художественные и литера­турные произведения музыку, театр, народный фольклор. Эффективна, прежде всего, практическая деятельность. Мы с детьми любим посещать театры. При этом нашей целью является не только наслаждение музыкальными произведениями и игрой актеров. Большое внимание мы уделяем интерьеру, костюмам артистов, оформлению сцены. При посещении зоопарка мы наблюдаем не только за повадками животных, но и за их грацией, внешним видом, дизайном ландшафта. Хотя, совсем не обязательно, для того чтобы приобщиться к прекрасному, выезжать куда-то. Учу детей ежедневно радоваться, восхищаться, на первый взгляд, повседневным вещам: новой прическе или наряду; снежинке, упавшей на рукав или узору на окне; первым цветам или форме облаков…
Воспитательное значение имеет и эстетическая организация труда: привлека­тельное оформление классной комнаты, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников,  педагогов.
Патриотическое воспитание.
Любовь и к Родине закладывается в раннем возрасте. Но для маленького человечка понятие «Родины» слишком ёмкое, абстрактное. Чтобы сделать это понятие близким к пониманию ребёнка осуществляю взаимодействие с семьёй.  Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца.
Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
Основной упор ставлю на  изучение духовных традиций русской семьи - истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой.
Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
    Неоценимое значение имеют традиции школы города Багратионовска: «Автопробег по местам боевой славы» и «Тревожный рассвет». При подготовке этих мероприятий мы с ребятами  знакомились с жизненными вехами великих граждан страны, края, города.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.
Сохранение   здоровья  детей - главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.
Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.
Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Обязательное условие эффективного проведения урока -  физкультминутки. Их  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
 
Актуальность работы с родителями.
Для меня, семья и школа, понятия неразделимые. Только следуя одним маршрутом, мы можем обеспечить психологический комфорт детям. Важнейшей задачей является налаживание  педагогического партнерства.
В первую очередь педагог должен заняться воспитание родителей. Для этого провожу комплекс  психологического просвещения, обучения, консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы, который поможет им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка, понимать его и развивать в интеллектуальном, социальном, моторном,  эстетическом, духовно-нравственном плане.
В работе с родителями считаю необходимым решение следующих задач:
- помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;
- помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребёнка;
- помочь овладеть родителями способами развития ребёнка как личности;
- помочь осознать родителями роли стиля семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю, к доминированию радостного эмоционального фона в жизни семьи.
-оказать индивидуальную помощь родителям в проблемах семьи и семейного воспитания.
-привлечь родителей к активному участию в управлении образовательным и воспитательным процессом.
Если совместить наши карты желаний, можно сделать вывод, что они идентичны. Мои желания и желания детей совпадают. Надо только найти общий путь достижения цели.
 
Конечно, невозможно осуществить всё это не любя детей, не веря в силы и возможности каждого ребёнка. Вера в силы и возможности ученика - это выражение гуманистической позиции педагога. Вера в силы и возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ученика и свидетельствует о готовности поддерживать ребёнка. Это отражение  любви к детям. Педагог, обладающий этим качеством, умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся.
 
Помните, что ребенок – это зеркало жизни не только своих родителей, но и учителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство учителей. Делайте все для того, чтобы детство и будущее наших детей было прекрасным.
 

 

Поиск

Ларчик учителя

Ларчик ученика

Ларчик родителей

Block title

Отличник

Мини-чат

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024