УСЛОВИЯ
УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ
ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Я вас приветствую, коллеги!
Надеюсь, вы поддержите меня,
Ведь без поддержки жить нельзя.
Я работаю в школе 18 лет. Мне повезло – я нашла своё призвание. Я счастлива в общении с детьми и стараюсь сделать учебный и воспитательный процесс радостным, увлекательным. Какими я хочу видеть своих учеников?
Хочется вырастить детей в первую очередь здоровых физически и душевно, порядочных, счастливых, творческих и дисциплинированных, готовых к встрече с жизненными трудностями и способных делать в жизни большие жизненные проекты. Этого, наверняка хотят все учителя. А что хотят дети? Но в нашей педагогической среде этот вопрос не принято задавать ученикам. А ведь мы работаем, прежде всего, для детей. И я со своими учениками решилась на эксперимент в составлении карты сокровищ, желаний которые дети могут найти, осуществить в школе. Вот что из этого вышло. Ученики 2 «Б» класса выделили 8 секторов:
Любовь. Мои дети хотят, чтобы родители и учителя любили и верили в них, хотят чувствовать поддержку со стороны взрослых.
Дружба. Каждый ребенок желает жить и работать в дружном коллективе одноклассников.
Понимание. Все дети разные по характеру, темпераменту, но как важно понять и принять их мироощущение.
Праздники. Какая школа без праздников? Мы ждём их. К ним готовимся все вместе. Где ещё можно раскрыться как творческой личности? Было бы здорово, если бы каждый день в школе был праздник!
Культура. Культура во всем. Учеников интересует культура разных народов. А также они хотят знать правила этикета и быть вежливыми и приятными в общении.
Здоровье. Мои дети желают вырасти здоровыми и красивыми. Разве это не прекрасно?
Знания. Прежде всего, дети в школу идут за знаниями. А так как они дети, то и хотят их получать в занимательной форме. Больше интересных уроков!
Красота. Мы учимся ценить красоту во всём: в природе, во внешнем и внутреннем состоянии человека, в произведениях искусства.Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование, навыки самоорганизации, самоопределения.В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором, ему нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится как образовательному, так и воспитательному процессу.Считаю, именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в них любознательность, потребность в познании. Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремлённая в будущее, и есть настоящее детство наших детей.Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, считаться с ними. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.«Добрая школа – это хорошо, умная школа - это великолепно, но ребенок должен быть еще подготовлен к жизни» (Д. Дьюи).Моя карта желаний, должна привести меня к заветной цели – гармонично развитой личности. В связи с пожеланиями детей я выделила главные направления своей деятельности:§ интеллектуально – познавательное;§ спортивно-оздоровительное;§ духовно-нравственное;§ художественно-эстетическое;§ патриотическое;§ работа с родителями.Интеллектуальное воспитание - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. В младшем школьном возрасте происходит изменение ведущей деятельности с игровой на учебную. Именно под влиянием учебной деятельности процесс мышления переходит с одного уровня на другой, получая свое дальнейшее развитие. Роль игровой мотивации еще велика, но в начальных классах ведущим видом мотивации является познавательная. Моя задача заинтересовать детей, удивлять их. Чтобы этот процесс был эффективным, в своей работе использую нестандартные уроки. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему освоить элементарные навыки поведения и перейти к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Убеждение при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, пример. Часто использую рассказ на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказы сопровождаю иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. С целью воздействия на чувства детей во время беседы использовались такие приемы: элементы кукольного театра, инсценировки, технические средств; игровые моменты; решение вместе со сказочными героями практических ситуаций; пословицы и поговорки, стихи.Наиболее действенным считаю личный пример. Ребята во всём подражают учителю, поэтому стараюсь быть достойной подражанию.Духовно - нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности и уважение к людям.Моя задача состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Поэтому в процессе эстетического воспитания использую художественные и литературные произведения музыку, театр, народный фольклор. Эффективна, прежде всего, практическая деятельность. Мы с детьми любим посещать театры. При этом нашей целью является не только наслаждение музыкальными произведениями и игрой актеров. Большое внимание мы уделяем интерьеру, костюмам артистов, оформлению сцены. При посещении зоопарка мы наблюдаем не только за повадками животных, но и за их грацией, внешним видом, дизайном ландшафта. Хотя, совсем не обязательно, для того чтобы приобщиться к прекрасному, выезжать куда-то. Учу детей ежедневно радоваться, восхищаться, на первый взгляд, повседневным вещам: новой прическе или наряду; снежинке, упавшей на рукав или узору на окне; первым цветам или форме облаков…Воспитательное значение имеет и эстетическая организация труда: привлекательное оформление классной комнаты, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, педагогов.Патриотическое воспитание.Любовь и к Родине закладывается в раннем возрасте. Но для маленького человечка понятие «Родины» слишком ёмкое, абстрактное. Чтобы сделать это понятие близким к пониманию ребёнка осуществляю взаимодействие с семьёй. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца.Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.Основной упор ставлю на изучение духовных традиций русской семьи - истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой.Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.Неоценимое значение имеют традиции школы города Багратионовска: «Автопробег по местам боевой славы» и «Тревожный рассвет». При подготовке этих мероприятий мы с ребятами знакомились с жизненными вехами великих граждан страны, края, города.Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.Обязательное условие эффективного проведения урока - физкультминутки. Их можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.Актуальность работы с родителями.Для меня, семья и школа, понятия неразделимые. Только следуя одним маршрутом, мы можем обеспечить психологический комфорт детям. Важнейшей задачей является налаживание педагогического партнерства.В первую очередь педагог должен заняться воспитание родителей. Для этого провожу комплекс психологического просвещения, обучения, консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы, который поможет им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка, понимать его и развивать в интеллектуальном, социальном, моторном, эстетическом, духовно-нравственном плане.В работе с родителями считаю необходимым решение следующих задач:- помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;- помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребёнка;- помочь овладеть родителями способами развития ребёнка как личности;- помочь осознать родителями роли стиля семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю, к доминированию радостного эмоционального фона в жизни семьи.-оказать индивидуальную помощь родителям в проблемах семьи и семейного воспитания.-привлечь родителей к активному участию в управлении образовательным и воспитательным процессом.Если совместить наши карты желаний, можно сделать вывод, что они идентичны. Мои желания и желания детей совпадают. Надо только найти общий путь достижения цели.Конечно, невозможно осуществить всё это не любя детей, не веря в силы и возможности каждого ребёнка. Вера в силы и возможности ученика - это выражение гуманистической позиции педагога. Вера в силы и возможности ученика снимает обвинительную позицию в отношении ученика и свидетельствует о готовности поддерживать ребёнка. Это отражение любви к детям. Педагог, обладающий этим качеством, умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся.Помните, что ребенок – это зеркало жизни не только своих родителей, но и учителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство учителей. Делайте все для того, чтобы детство и будущее наших детей было прекрасным.